Александр Чекалин. Владимир Колесников. Михаил Порташников.

Москва, 22 сентября – Студия «Третий Рим»

Валерий ЛеоновПеред съёмкой очередного выпуска программы «Дело принципа», посвященного обсуждению проекта закона «О полиции», на вопросы нашего корреспондента Валерия Леонова  ответили гости передачи:  

Александр Алексеевич Чекалин – член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, герой России
Владимир Ильич Колесников – заместитель председателя комитета по безопасности Государственной Думы РФ
Михаил Григорьевич Порташников – заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве, полковник милиции.
 
Корреспондент: Каковы основные задачи нового закона «О полиции» и чем он отличается от действующего закона «О милиции»?
 
Александр Алексеевич ЧекалинА.Чекалин: Современная милиция – без пяти минут полиция, выросла из одежки старого закона, который работает уже около 20 лет.
Сегодня мы живем в другой стране. Общественно-экономическая ситуация и социальные условия жизни за эти годы сильно изменились.
Отсюда и иные требования к правоохранительным органам со стороны общества.
По старому закону милиция стояла над обществом, новый закон «О полиции» – призван принципиально изменить ситуацию и поставить общество над милицией.
Более того, милиция – это достаточно серьезный орган, работа которого  должна четко регламентироваться везде, всюду и во всём.
Причина понятна – это необходимо там, где большие властные полномочия, оружие, места содержания под стражей, протокольные решения, дознание и уголовные дела.
А старый закон в значительной степени бланкетный, с множеством отсылок типа: "и другие должностные лица", "и в других ситуациях".
И очень часто был соблазн законность подменить должностным усмотрением того или иного начальника, вплоть до приказа министра, заместителя министра.
Нормативная база Министерства внутренних дел сегодня растащена по огромному количеству законов и подзаконных актов. Это приказы министерств, ведомств.
Сейчас найти какое-то точное, окончательное правовое решение по той или иной ситуации довольно сложно.
 
Владимир Ильич КолесниковВ.Колесников: Главная задача закона «О полиции», который мы будем рассматривать – защита человека, общества и государства.
Как правильно заявил мой коллега, система должна быть не над обществом, а встроена в это общество, должна быть гармонична.
А самое главное и определяющее в обществе сейчас то, что тот путь развития, который есть на сегодняшний день, затратный, бесперспективный.
А посему надо развернуть экономический базис, чтобы такой закон, как добавленная стоимость, был совершенно во всех сферах.
Развернуться к реальному сектору развития, что автоматически влечет за собой изменение всей надстроечной составляющей, идеологии, в том числе и правоохранительной тематики.
И правоохранительная система должна способствовать развитию этого экономического базиса, чтобы он на самом деле гармонично развивался.
А способствование развитию этого экономического базиса позволит нам включить людей в процесс производства, реализовать их интеллектуальные и физические возможности.
Как результат, пойдет сокращение структуры преступности, ее качественных характеристик.
То есть мы уже здесь формируем основную задачу – это профилактическая составляющая, это – не допустить, помочь и так далее.
Вот направленность закона.
И реформированию подлежит не только система Министерства внутренних дел, но и прокуратуры, ФСБ, налоговой и так далее. Все они должны претерпеть соответствующие изменения.
Если мы не реализуем ту установку, которая определена президентом, поддержана премьером, то одно – стагнация, бесперспективность, разрушение страны на удельные княжества, и на этом забудьте про великую Россию.
 
К: Говоря о социальной направленности реформ, возникает вопрос. Не получится ли так, что в результате реформы МВД у преступников появится больше возможностей, чем у законопослушных граждан?
Мне известен случай, когда конфискованные у преступника в ходе уголовного дела вещи, следователь не отдавал законному собственнику, у которого они были украдены. Дескать: "исчезновение из уголовного дела вещдоков может нарушить права злоумышленника в процессе его защиты". Тем временем часть этих вещдоков из-за длительного хранения пришла в негодность.
 
Александр Алексеевич ЧекалинА.Чекалин: Хороший вопрос.
Дело здесь в гарантии защиты прав человека.
В рвении обеспечить права человека нередко, прежде всего, обеспечиваются права правонарушителя, – лица, совершившего преступление, поскольку он является наиболее уязвимым и беззащитным в данном случае.
Наверное, это и правильно.
Но очень часто мы забываем о правах потерпевших.
Вы привели пример. В данном случае следователь в плену УПК («Уголовно-процессуальный кодекс») и сложившейся следственной и судебной практики. Судья просто не станет рассматривать в судебном заседании вопрос, где нет вещественных доказательств или они не "отфиксированы".
В социальном плане «Закон о полиции», несмотря на приведенный Вами пример,  направлен всё-таки на защиту простого человека.
Сейчас встает вопрос о сокращении милиции. Есть опасение, что в первую очередь под него попадут участковые, оперуполномоченные, дознаватели, следователи, инспектора по делам несовершеннолетних.
На мой взгляд, сокращение должно произойти за счет обслуживающего персонала, за счет тыла и за счет излишне больших кадровых аппаратов, за счет финансовых служб.
Вполне возможно, что службы обеспечения должны быть единые для всей силовой системы: для Министерств обороны, внутренних дел и МЧС.
Метóда одна и та же, спецификации, наверное, во многом тоже.
В общем, нельзя трогать этих сотрудников: участковых, оперов…
Потому что, сократив участкового, мы создаем простой старушке большую проблему. Случись что,  надо ехать в райотдел, искать его там.
Поэтому социальная направленность этого закона – защита простого человека.
 
К: Михаил Григорьевич, позвольте задать Вам вопрос.
Вы представляете всеми нами любимое ведомство ГИБДД.
Я, как автомобилист, говорю это с некоторой долей иронии. К сожалению, существуют некоторые проблемы в общении автомобилистов с работниками ГИБДД.
Как Вы считаете, послужит ли реформа МВД разрешению этих проблем?
 
Михаил Григорьевич ПорташниковМ.Порташников: Говорить об иронии в нашем случае можно в контексте тех информационных материалов о ГИБДД, с которыми я познакомился перед нашей передачей.
Не забывайте, что мы исполняем государственную функцию, заложенную в нормативных документах. В ближайшее время они будут изменены.
Направлены эти изменения, как уже сказали до меня, на иное понимание поставленных перед ведомством задач.
Но и сегодня, при выполнении сотрудниками ГИБДД своих служебных обязанностей, никаких умышленных негативных действий не может быть в принципе.
Задачи перед нами ставятся исключительно большие и по объему, и по содержанию: от оказания первой доврачебной помощи – до выработки комплексных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на дорогах.
И эти задачи решаются. А всё, что планируется, направлено на совершенствование и улучшение способов их решения.
В скором времени сотрудник ГИБДД будет работать не в «свободном поиске», как выражаются водители, а по прецеденту, по факту аварии, по факту нарушения принципов общественной безопасности, то есть нарушения правил дорожного движения.
Всё это и закладывается в основу реформирования ГИБДД.
 
К: Предполагается ли в рамках реформирования ГИБДД создание единой федеральной номерной базы автомобилей?
Насколько я знаю, до недавнего времени при возникновении проблемы, например с «перебитыми» номерами, для установления истины необходимо было делать раздельные запросы чуть ли не во все региональные управления ГИБДД.
 
М.Порташников:  Эта проблема уже решена. На всей территории России существует федеральная информационная система, используя которую можно в кратчайшие сроки получить самую исчерпывающую информацию о владельце транспортного средства.
Другое дело, что технически вопрос может быть решен более профессионально и полно.
Нужны более совершенные системы контроля, например, за автомашинами, прибывающими к нам из-за границы.
Поэтому информационной составляющей в нашей работе мы постоянно уделяем повышенное внимание.
И это, хотя и не так быстро как хотелось бы, дает положительные результаты.
 
Александр Алексеевич ЧекалинА.Чекалин: Я дополню.
В рамках программы «Электронное правительство», чтобы максимально уйти от коррупционных отношений при общении населения с должностными лицами, в системе МВД создана электронная система «ЕИПЭС».
Это единая информационно-поисковая электронная система равноудаленного доступа сотрудника к информационным массивам.
Раньше на обработку запросов по тем или иным уголовным и гражданским делам уходили недели и месяцы, сегодня – те же самые вопросы можно решить буквально за минуты.
Если сразу получена информация, подтверждающая невиновность подозреваемого по тому или иному делу, нет необходимости в задержании человека на время выяснения указанных формальностей.
 
Михаил Григорьевич ПорташниковМ.Порташников:
В 2008 году Комитет Государственной Думы по транспорту рассматривал вопрос о создании интеллектуальной транспортной системы Российской Федерации.
Несколько забегая вперед, скажу, что такая система первоначально будет реализована в Москве.
В случае её реализации, мы получим дополнительные возможности по организации дорожного движения в столичном регионе.
Такая система четко выстраивает цепочку: от быстрого получения информации – до её систематизации, оперативного анализа и адресной доставки участнику дорожного движения.
В конечном итоге выигрывает водитель, который в состоянии выбрать оптимальный маршрут движения, заранее получить предупреждение о тех или иных ситуациях на дорогах.
 
К: Михаил Григорьевич, предусмотрено ли новым законом улучшение материально-технической базы и повышение заработной платы сотрудников вашего ведомства?
 
М.Порташников: Тема мотивации сотрудников в новом законе «О полиции» нашла достойное место.
В этом есть и наш вклад. При обсуждении проекта мы сделали немало соответствующих предложений.
Предполагается совсем другой подход к оценке труда, к заработной плате сотрудников, их социальному статусу, к контролю за результатами работы.
Всё конкретно прописывается в новом законе.
Думаю, что уровень заработной платы и перечень социальных гарантий не может устроить всех.
Но в морально-психологическом плане, я думаю, каждый сотрудник почувствует свою зависимость от итогов своей работы.
 
К: Пользуясь случаем, хочу задать последний вопрос, который волнует всех наших автомобилистов. Это полный запрет употребления алкоголя за рулем…
 
М.Порташников:
Лично я считаю, что это серьезный шаг к укреплению дорожно-транспортной дисциплины.
Кроме того, это своеобразный психологический «стоп-кран» для тех автомобилистов, которые, перед тем как сесть за руль мучились вопросом – "чего же выпить, кружку пива или 40 граммов коньяка?".
Наш ответ жесткий – "ни грамма, ни того, ни другого!". Все мы хорошо знаем, чем это заканчивается.
А рассказы о кефире и квасе, после употребления которых, алкотестер, якобы, выдаёт промили, думаю надуманы.
Мы встречались с экспертами, которые говорят о том, что это возможно в том случае, если человек выпил ведро кефира или кваса. В быту такое маловероятно.
В таком случае, не нарушайте существующих запретов.
 
Записал Валерий Леонов
22.09.2010
 

весь список

Интервью

115419   Москва
2-й Рощинский пр-д
д.8   стр.5   оф.4
т/ф: +7 495 232-21-73
e-mail: info@3rim.ru