"АРХИТЕКТУРА – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА"

Москва, 28 марта – Студия Третий Рим  

17 марта в Париже состоялось финальное голосование по проекту Российского Духовно-Культурного Центра с кафедральным собором Живоначальной Троицы, который планируют возвести на Набережной Бранли во французской столице.
Это был финал программы конкурса проектов, в котором участвовали 10 архитекторов, прошедших его промежуточные туры.
В результате тайного голосования жюри, победил модернистский проект – совместная работа французского «Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского» и московского бюро «Арх груп».
Результаты голосования жюри стали неожиданностью для многих, в т.ч. и для финалистов конкурса. А некоторые его участники с грустью констатировали, что такие итоги конкурса закономерны…
Мы попросили высказаться на эту тему одного из финалистов конкурса – Вадима Ленока, который ответил на несколько вопросов корреспондента Студии  «Третий Рим» Валерия Леонова.
 
Вадим Ленок- Как Вы узнали про конкурс?
 
- Примерно год назад, в интернете прошло сообщение о покупке Россией участка земли в Париже для строительства комплекса Российского духовно-культурного центра и храма. Мысль о том, чтобы принять в этом участие возникла уже тогда. Последний раз подобное событие было 150 лет назад, когда в Париже построили очень красивый храм Св. Александра Невского... Но у нас не было уверенности, что будет организован открытый конкурс на проектирование храма и комплекса.
 
- А что, конкурс был действительно «открытым»? Многие, с кем я впервые заговаривал об этом, вообще ничего не слышали о конкурсе проектов. А те, кто слышал, говорили о непонятной таинственности вокруг всего, что с ним связано.
 
- Таинственности на самом деле никакой не было. Было, возможно, недостаточное информационное обеспечение 1-го тура конкурса, информация не висела постоянно на первых полосах газет и интернет-изданий, ее нужно было искать и добывать самому, связываться с организаторами и т.д. Но это характерно для любого конкурса. Вы не пробовали найти информацию по тендерам на проектирование, которые устраиваются на сайтах госзакупок? Это та еще школа...
 
- Вы уже участвовали в других каких-либо похожих конкурсах? Какая в плане организации разница между ними?
 
- Мы часто принимаем участие в разных конкурсах. В наше время это уже такой сложившийся формат получения работы. Сейчас, в соответствии с 94-ФЗ*, все объекты городского и федерального заказа идут через тендеры. Кроме того, есть еще тендеры, которые устраивают инвесторы, профессиональные творческие конкурсы, международные и т.п., там своя специфика. На наш взгляд, технически этот конкурс был организован хорошо, информационное обеспечение и пр. велось постоянно по электронной почте и надо сказать, что его устроители оказали участникам существенную помощь, организовав на 2-м туре доставку макетов из России во Францию.
 
* Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
 
- Есть ли у Вас опыт храмоздательства?
 
- С тематикой храмовой архитектуры мы работаем более 17 лет. За это время мы принимали участие в различных работах для Церкви, проектировали храмовые комплексы, храмы, часовни, дома притча, иконостасы, раки для св. мощей, различные предметы церковного обихода, хоругви, облачения и митры для священнослужителей, были консультантами в некоторых проектах, проводили научно-исследовательскую работу.
По нашим проектам построены храмы - часовня Преп. Сергия Радонежского на ул. Таежной в Москве; в Подмосковье – храм Св. Троицы в г. Железнодорожный на территории воинской части; храм Покрова Божией Матери под Полтавой; храм под Архангельском и др. Есть проекты, которые выполнены, но еще не построены – подворье Соловецкого монастыря в Москве, храмы на территории некоторых московских больниц, на Ходынском поле. 
Любая работа для храма - большая радость и ответственность, ведь это работа для Бога. Это духовное общение, интересные встречи, новая информация, опыт. Радость открытия другого, нематериального мира. Ведь работать для Бога, но без Бога невозможно.
 
- В каком стиле выполнен Ваш проект?
 
- Иконописцы используя прориси икон, каждый раз создают новый образ, используя один и тот же образец. В большинстве своем, храмы на Руси строились по образу какого-либо аналога-прототипа.  
Прототипом нашего храма взята архитектура Московского Ренессанса, опиравшегося на образцы Владимиро-суздальской и новгородской архитектуры, в свою очередь уходящую корнями в Киевскую Русь. Надо упомянуть, что некоторые московские храмы, такие как храмы Московского Кремля, создавались европейцами и носят отголоски европейской архитектуры. Мы, создавая образ храма, решали вполне определенные градостроительные и архитектурно-планировочные задачи, опираясь на каноны православного храмоздательства. Ведь за архитектурными формами стоит мировоззрение. Наши французские партнеры в этой работе, бюро «Фабр/Спеллер», архитектурное агентство, обладающее большим опытом и авторитетом во Франции, профессионалы, знающие и умеющие работать с городской тканью Парижа, разделяют эту позицию.
Храм является в какой-то мере посланием России Франции. При этом он несет в себе черты и признаки адресности этому городу и этому месту – это материал, трактовка и прочтение деталей, формы, связь с окружением и соответствие градостроительному контексту и ситуации.
Комплекс состоит из двух частей – здания многофункционального центра и храма, объединенных общей темой: галереей-гульбищем.
Галерея решена как система вертикальных и горизонтальных разновеликих «ламелей», выполняемых из дерева и акрила, и идущих с разным шагом и ритмом, создавая динамичную и «живую» структуру. В плане они напоминают большое крыло, покрывающее и обнимающее храм и здания комплекса.
Практически все пространство внутреннего двора заполняет сад. Сад раскрыт в сторону набережной и наполнен деревьями и кустарниками российских пород.
 
- Как Вы относитесь к результатам конкурса?
 
- Архитектура – это показатель духовного здоровья общества. Результат конкурса – это и есть тот показатель.
 
- Почему, на Ваш взгляд, такая разница между итогами официального голосования и общественного интернет-опроса?
 
- Объективность интернет-голосования я не хочу ставить под сомнение, но в действительности она весьма иллюзорна. Внешне этот процесс имеет ауру прозрачности и демократичности, но надеяться на качественное отличие от «непонятных и непрозрачных» для общественности процедур, или наивно или лукаво. Да и разница между результатами двух голосований только в деталях второго плана.
 
Записал Валерий Леонов
28 марта 2011 г.
 

Остаётся только выразить глубокую обеспокоенность тем, что два проекта православных храмов Вадима/Елены Ленок и Филиппова/Митрофанова, выполненных в «классическом» стиле, стали на прошедшем конкурсе «деталями второго плана» на фоне модернистской мозаики псевдоправославных храмов.

 

все новости

Новости

115419   Москва
2-й Рощинский пр-д
д.8   стр.5   оф.4
т/ф: +7 495 232-21-73
e-mail: info@3rim.ru