Питер Брейгель Старший. Картина: «Пейзаж с падением Икара»
Москва, Студия Третий Рим
«Пейзаж с падением Икара» – единственная среди сохранившихся работ Брейгеля на мифологический сюжет. Эта история излагается Овидием в «Метаморфозах»: Икар ослушался своего отца Дедала, когда они бежали с острова Крит, и поднялся слишком высоко к солнцу. Воск, скрепляющий его крылья, растаял, Икар рухнул в море и погиб.
Брейгель, верный своему принципу вуалировать главных участников рассказа, показывает Икара уже тонущим в море: видны лишь его ноги. Других героев – пастуха, пахаря и рыбака – автор изобразил не по своей прихоти, а следуя Овидию: у поэта они остолбенели, увидев «проносящихся вольно по небу» Дедала (его на этой картине нет) и Икара, приняв их за «неземных богов». Но у Брейгеля никто, даже рыбак, ближе всего находящийся к тонущему Икару, не обращает внимания на столь экстраординарное событие, как падение человека с неба в море.
Картина Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар, и при чем тут его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды.
Что хотел сказать Брейгель своей картиной? Как опасны крайности и хороша добродетель умеренности? А может быть художник хотел призвать людей не быть равнодушными к пытливому интеллекту человека?
Ценность великого произведения в том, что оно не оставляет равнодушным зрителя, заставляет размышлять, приводит к собственным выводам. Пусть даже они не совпадают с мнением автора.
Я, глядя на эту картину, думаю о том, как бесполезны гордость, тщеславие и безрассудство. Ни их обладателю, ни людям не приносят они пользы, а вот к трагедии могут привести. Сколько ужасных поступков совершали гордецы ради славы и власти. А результат один. Исчезнешь ты, сверкнув пятками, и никто не пожалеет о тебе и не вспомнит добрым словом. Не заслуживаешь ты внимания, безумец и гордец.
Икар явно не является главным героем картины. Он малозаметная деталь в замечательном пейзаже. Для обозрения далекой перспективы художник выбирает очень высокую точку осмотра – выше самой высокой точки местности. Это излюбленный тип композиции Брейгеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины, тем не менее, всё написано очень подробно и четко. Взгляд художника оказывается на одной оси с заходящим солнцем. Солнце, его блеск и отражение в просторах моря – вот, пожалуй, главный «герой» произведения.
И неожиданно высятся на фламандском горизонте скалистые хребты. Они часто появляются на картинах Брейгеля, как воспоминание о посещении Италии. Интересно также, что персонажи античного сюжета запечатлены в одежде XVI века, такой прием неоднократно используется в работах мастера. В картине Брейгеля Старшего это обстоятельство подчеркивает вневременность происходящего.
Стремительное падение с вершины славы, власти, успеха… происходило и будет происходить. И на фоне этой трагедии, являющейся результатом человеческих пороков, каким умиротворенным и прекрасным кажется труд простых людей.