Витус Беринг "перерезал ленточку" Северного морского пути

Москва. 26 августа – Студия Третий Рим. В августе 1728 года русский мореплаватель Витус Беринг впервые нанес на географическую карту контуры восточной оконечности Азии, разделенной с Американским континентом морским проливом.

Витус БерингОткрытие к востоку от Чукотки Берингова пролива, названного так в честь прославленного мореплавателя, стало важным географическим открытием XVIII века.
 
Сам Витус Беринг, по утверждениям историков, до конца этого не понял.
 
Его экспедиция, огибая Чукотку по морю с юга на север, так сказать, заочно встретилась с экспедицией Семена Дежнева и Федота Попова, которые в 1648 году прошли из Северного Ледовитого океана в Тихий встречным маршрутом.
 
Тем не менее, Беринг, пройдя в Чукотское море выше 67-го градуса северной широты, несколько расплывчато констатирует:
 
"Земля боле к Северу не простирается, а к Чукоцкому или к Восточному углу земли никакой не подошло".
 
Таким образом, предположение географов о существовании пролива между Евразией и Американским континентом полностью подтвердилось.
 
Разговоры об организации судоходного сообщения Европа – Азия по кратчайшему маршруту, известному сегодня как «Северный морской путь» (СМП), перешли из теоретической в практическую плоскость.
 
Бот "Св.Гавриил" на юбилейной монете 25 рубМожно сказать, что участники отряда Первой Камчатской экспедиции, руководимые Берингом, «перерезали ленточку» СМП.
 
Считается, что первое предложение проложить морской путь по северным морям для торговли с Китаем, было сделано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым еще в 1525 г.
 
К этому времени западная часть СМП, от островов архипелага Шпицберген на западе – до островов Новая Земля на востоке, была освоена новгородцами и поморами.
Был известен и т.н. «Мангазейский морской ход», простирающийся на восток до Тазовской губы устья реки Обь.
 
С XVI в. английскими и голландскими мореплавателями предпринимались неоднократные попытки прохода Северным морским путем к Новой Земле и по Мангазейскому ходу – далее на восток. Все они закончились неудачей.
 
Известный голландский мореплаватель Вилем Баренц, в течение 1594-1596 г.г. трижды «атаковавший» северные широты, смог дойти лишь до северной оконечности Новой Земли – мыса Желания.
Название мысу дал сам Баренц, когда для экспедиции настал столь желанный момент смены северного курса на южный.
До этого корабли шли вдоль берега архипелага, протянувшегося с юга на север на 900 км. Смена курса не помогла. Последней экспедиции не хватило времени – застигнутая суровой арктической зимой, она закончилась трагически.
Вилем Баренц, вынужденный повернуть обратно, погиб.
 
Регулярное морское сообщение по Мангазейскому ходу смогли наладить в конце XVI в. русские мореходы.
 
После прихода Ермака в устье Оби, где им было заложено поселение Обдорск (нынешний город Салехард), а на Тазовской губе – Мангазейский острог, морской путь был продолжен до устья реки Пясина (восточнее Енисея).
 
Открытию следующего участка СМП предшествовало несколько «сухопутных» походов:
 
- в 1622-1623 г. г. отряд одного из малоизвестных (часто вовсе забытых) русских землепроходцев под именем Пенда, поднялся вверх по притоку Енисея – реке Нижняя Тунгуска к водоразделу реки Лена и далее по суше – непосредственно к ней;
- в 1632 г. казачий сотник Петр Бекетов построил на берегу Лены острог (нынешний Якутск);
- 1633-1636 г.г., казаки Иван Ребров и Илья Перфирьев с отрядом спустились по реке Лене от Якутска до Северного Ледовитого океана. Затем, часть отряда морем отправилась на запад и достигла реки Оленёк. Другая часть, отправившись на восток, дошла до реки Яна.
 
Спустя относительно короткое время, землепроходцы на небольших судах освоили морской участок Оленёк – Индигирка – Колыма.
 
Вторая Камчатская экспедиция 1725-1743 г.г. под руководством Витуса Беринга, полностью открыла Северный Морской путь для судоходства.
 
Последний, самый сложный северный участок, неосвоенный к началу экспедиции, исследовали её участники Семен Иванович Челюскин и Харитон Прокофьевич Лаптев.
 
Отряд экспедиции, возглавляемый русским мореплавателем Мартыном Петровичем Шпанбергом, исследовав Курильские острова, проложил морской путь в Японию.
 
Дальнейшее освоение Арктики нашей страной сделало возможным использование её суровых вод для регулярного судоходства.
 
В наше время маршруты по Северному морскому пути из портов Европы в порты азиатских стран намного короче чем, например, через Суэцкий канал.
 
Практически бесперебойную навигацию на этих маршрутах обеспечивает мощный российский атомный ледокольный флот.
 
25.08.2010
Географическая карта - ареал плавания 1-ой Камчатской экспедиции
 

все новости

Новости

115419   Москва
2-й Рощинский пр-д
д.8   стр.5   оф.4
т/ф: +7 495 232-21-73
e-mail: info@3rim.ru